От моего Форт Коллинза до городков Колорадо Спрингз и Арвада, где это случилось, — все около часа езды. Воскресным утром вооруженный пятью винтовками мужчина расстрелял семью, то ли подъехавшую к миссии, то ли отъезжавшую от нее. Двое убиты, четверо ранены. Нападавший скрылся. Через некоторое время выстрелы раздались уже в Церкви Новой Жизни в Колорадо Спрингс. На глазах матери и других прихожан убиты две сестренки-школьницы, отец ранен в плечо. Нападавший убит добровольцем-охранником Дженн Ассам, бывшим (или бывшей, поскольку женщина?) офицером полиции.
Как оказалось, оба нападения были совершены одним и тем же человеком, 24-летним Мэтью Мюрреем. На одном из вебсайтов полиция нашла его послание из 452 слов: «Вы, христиане, сами навлекли это на себя. Я скоро приду к каждому, вооруженный до зубов, и буду убивать. Не чувствую раскаяния или смущения, меня не заботит, останусь я в живых или умру. Все, что я хочу, — убить и покалечить как можно больше, и особенно христиан, которые ответственны за все проблемы в мире».
Самое интересное, что убийца происходил, похоже, из очень набожной семьи. Его дядя — пастор, мать — лидер женской христианской миссии. Мальчик обучался дома, потом немного посещал колледж, потом поступал в Христианский Университет Колорадо, но быстро оттуда вылетел. Он также вылетел из юношеской миссионерской программы из-за поведенческих проблем. Это, в общем-то, все, что пока известно. Не сомневаюсь, коллеги-журналисты и полиция найдут обоснования в прошлом и подведут убедительную базу под случившееся, но только будет ли это однозначной правдой?
Не менее интересна фигура Дженн Ассам, классической стройной 42-летней блондинки прямо-таки из голливудских фильмов. На пресс-конференции она сообщила, что только что закончила трехдневный пост, в течение которого молилась и просила Бога, чтобы он послал ей решение о будущем и спрашивала, сможет ли работать снова в правоохранительных органах, поскольку это ее любимое дело. До конца 90-х она работала в полиции Миннеаполиса, и прежние навыки ей определенно пригодились.
В Колорадо Спрингз она появилась совсем недавно, и где была все эти годы, почему оставила полицию, пресса пока умалчивает. «Я была слабой, — цитируют все газеты ее слова, — и именно там, где я была слабой, Бог сделал меня сильной». До сих пор она не убила ни одного человека, хотя хорошо владеет оружием. «Бог вел меня, я чувствовала, что существуют только Бог, я и преступник…»
Однако ответа о ее будущем Бог так еще и не дал. Дженн намерена продолжать молиться.
У меня есть еще один угол зрения. «Ей-богу, не знаю, где жить опаснее — в Афганистане или Колорадо», — написала я мужу в Кабул два дня назад. — «Люди на территории церкви в центре Америки наверняка чувствовали себя безопасно. Если не в церкви — то где же еще? И тем не менее они убиты…» Невозможно жить, все время подстилая соломки и оглядываясь по сторонам в поисках убийцы. Лучше уж делать то, что тебе предназначено сегодня, и получать от этого ощущение полной жизни. Прямо здесь и сейчас.