Великолепную тему для размышлений подбросила мне сегодня жизнь. Вернее — подруга, с которой мы обсуждали вчерашний пост, за что ей огромное спасибо. Она сказала, что никак не может найти кумира, которому хотелось бы подражать. Ага, подумала я, «не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему» — классика всех времен и народов. Но, опять-таки, упражнение, о котором шла речь, направлено на то, чтобы «разбудить» собственную ресурсность, и что же в этом плохого? Ну, назовите это гонкой за лидером, какая разница!
Разница оказалась огромной…
Между делом мы вспомнили знакомого, с которым подруга тесно работала несколько лет назад. О, сказала я, беру его к себе в «кумиры» как образец человека, умеющего из любых обстоятельств выжать все, что нужно для себя любимого и даже сверх того. Хорошо, ответила подруга, только вместе с этим не прихвати трусость, нечестность и кое что еще…
Ой, правда? А как ты назовешь свое поведение в таком случае? Мы вернулись к ситуации, в которой поставили точку (или хотя бы точку с запятой) всего несколько дней назад.
Корни истории уходят в прошлое на несколько лет, когда подруга, сама того не осознавая, взяла на себя решение чужой проблемы, пожертвовав своим благосостоянием. Не потому, что действительно нужно было позарез, а потому как хотелось подставить дружеское плечо и чувствовать себя благородно.
Благородство затягивалось на неопределенный срок, а главное — ни одной из сторон лучше от этого не было. У подруги начались проблемы со здоровьем, особенно с дыхательным аппаратом. Другая сторона начинала потихоньку злиться, когда подруга робко намекала, что «нужно что-то делать», потому что эти намеки вынуждали встретиться лицом к лицу с реальной проблемой, так хорошо закамуфлированной помощью подруги. При этом обе стороны продолжали делать вид, что ничего особенного не происходит — они же друзья навеки! Такие благородные жертвы… Однако не только они, но и окружающие, вовлеченные прямо или косвенно в диалог, испытывали отнюдь не прилив сил и энтузиазма.
Несколько дней назад подругу наконец переполнило и она решила прояснить ситуацию. Сначала прописала диалог с другой стороной, а потом решилась ее озвучить (периодически срывающимся и дрожащим голосом). Каково же было ее удивление, когда во время прописывания она обнаружила детали, не замечаемые раньше и свидетельствующие о том, что никто в ее «благородной» благотворительности не нуждался! Более того, в ходе разговора она выяснила, что отношения двух благородных жертв давно себя исчерпали, могут и должны быть изменены. А положив трубку, почувствовала, что ДЫШАТЬ СТАЛО ЛЕГЧЕ!
Так вот, все это благородство можно назвать и по-другому: трусость признаться в существовании проблемы в течение нескольких лет и нечестность по отношению к себе и людям, так или иначе завязанным в истории. И тогда быть белой и пушистой ну никак не получается, и чего ж тогда бывшего сотрудника НЕ ПЕРЕВАРИВАТЬ ДО ТОШНОТЫ (проблемы с пищеварительной системой тоже присутствуют).
Моя подруга — человек талантливый и сообразительный (других не держим 😆 )- быстренько вычленила итог: в случае с «другой стороной» высвечивались много моделей поведения и образов; было из чего выбрать. «Другая сторона», кстати, человек тоже исключительного таланта и моя близкая подруга, я тоже ее очень люблю. В случае с бывшим сотрудником был виден только один лик, сформированный в самом начале. Он как бы противопоставлялся себе «белой и пушистой», а значит, не заслуживал лучшего, чтобы ненароком не повредить свой портрет. Желания увидеть другую сторону и не возникало, а собственные неудачи объяснялись отнюдь не неверно выбранными стратегиями поведения в результате страхов.
Кстати, главный страх был — потерять то, что есть. И ведь почти потеряла — здоровье, отношения и деньги! Всего-то лишь из-за неправильных определений…