Похоже, пришла пора еще рассказать о моих американских друзьях. А то куда не загляну, столько разной чуши про американцев – просто диву даешься, откуда народ, ни разу их не видевший, делает далеко идущие выводы. Кто-то там даже гордо так заявил: сам, мол, не был, но с побывавшими за бугром умными людьми встречался…
Пару дней назад мы уехали от давних друзей, живущих в Стимбоут Спрингз. Точнее сказать – живших. Сейчас до них минут тридцать езды от этого знаменитого лыжного курорта. Выйдя на пенсию, пара университетских профессоров построила себе, наконец, дом на ранчо высоко в горах на куске земли, доставшейся в наследство.
Поскольку американцы не очень любят светить свои имена, назову их, например, Мелинда и Джон. И хотела я рассказать о том, что дом их заполнен сувенирами из Африки, где они проработали долгое время, и что сейчас они ведут активный образ жизни, а Мелинда – еще и член общественного совета по консервации земельных угодий и что за всю историю существования совета это всего третья женщина в его составе…
В общем, решила спросить разрешения на рассказ. И получилось, что все дела на вечер были просто забыты, а история оказалась гораздо глубже и интереснее, чем представлялось вначале.
Итак, Мелинда получила эту землю в наследство от отца, а тот – от своего отца и, стало быть, наследству уже более 100 лет. До сих пор на участке как память стоит заросшая хмелем сараюшка, где первые владельцы держали корову. Однако предыдущие хозяева, принадлежащие к местной элите, землей не очень интересовались, и она пришла в запустение.
Поэтому, освободившись от профессорских обязанностей на другом конце Колорадо, Мелинда и Джон решили вернуться в родовое гнездо, чтобы восстановить землю, остановить эрозию и оставить угодья в полном порядке для следующих владельцев, кто бы ими ни был (своих детей у Мелинды нет).
Когда я впервые приехала в Колорадо семь лет назад, на участке кроме упомянутой сараюшки стоял только что построенный огромный пустой ангар. Потом мы наблюдали, как прокладывались дороги… как поднимался дом с зеленой черепицей… Иногда нам перепадало чудесного меда или баранинки, выращенной на этой территории, а также рассказов об охотниках, приезжавших побегать за дикими оленями.
Последние два года мы вообще не видели наших друзей – переехав в свой дом, они вплотную занялись устройством территории: высевают траву, высаживают деревья, укрепляют рвы, восстанавливают почву… Некогда пустой ангар теперь заполнен внедорожниками и списанной армейской техникой, которой не страшны ни склоны, ни глубокие снега.
Оказалось, что наследство – дело не из самых легких. И если Джон все свои знания ученого – аграрника нынче направляет на физическое восстановление земли (все своими руками, с утра до вечера), то Мелинда воюет с законами и законодателями, чтобы отстоять права, которые как бы подразумевались, но когда-то не были прописаны, а когда были прописаны, оказалось, что непонятно, как это относится к данному конкретному участку.
Пока мы были в гостях, она нам прочитала целый курс лекций на тему взаимоотношений с соседями, городскими властями и законом. С планами и картами в руках.
В общем-то, земля эта – недалеко от города, но практически незаселенная, — очень недешевый кусочек и со временем становится все дороже. Продать ее – и можно было жить безбедно всю оставшуюся жизнь… А они, чудаки, такой вот выбор сделали – восстановить до первоначального уровня, чтобы Вселенной не стыдно было в глаза посмотреть.
И вот смотрю я на этих «кровожадных буржуев» и думаю: ну почему же так – ведь нашим-то русским людям трудолюбия и ума тоже не занимать, но все до сих пор через пень-колоду… И все виноватых ищем в своих провалах. То российское правительство. То вот опять американцы… А своей-то головкой когда думать будем и свою жизнь строить?
Поддержу автора, ибо всегда считал простых людей — простыми, которым смысла вредить друг другу нет. Зачем, а, главное, какой смысл считать «соседа» виновником… Не будь американцев, виновник все равно был бы найден…
Татьяна, мне кажется, Вы уже дали ответ на свой вопрос: делать то, что можешь, в отличие от тех, кто ждет, что государство или какой-нибудь богатый дядя принесет счастье в кулечке.
Ведь и я про то же: почему в американской деревне все чисто и уютно, а в нашей — сами видите. Неужели американцы в этом виноваты?
И посмотрите: народ так увлеченно обсуждает страсти-мордасти, что на то, чтобы что-то сделать для себя, энергии уже не остается. Так жизнь пролетает мимо…
‘Уточните, пожалуйста, кто из них виноват в наших бедах?’
Мы живем в деревне почти круглогодично. Да, есть перемены: многие жители села пересели на автомобили иностранного производства, наличие спутниковой антенны, компьютера и интернета уже никого не удивляют. Но до сих пор, к животным относятся как к скотине (это касается и собак и кошек в том числе), мусор сваливается на обочину рядом с дорогой, не говоря о том что лес рядом с деревней загажен пластиковыми бутылками и пр. Хотя и лес и река нужны самим же сельчанам — грибы, ягоды и пр.
Рядом с сельским кладбищем сваливают мусор…
Я не борюсь ни с кем по поводу экологии. Стараюсь по мере сил информировать.
Знаю, что искать виноватых — бесполезное дело. Что же надо делать?
Люба, я думаю, что проблема здесь, в России, да и на Украине тоже, в том, что мы, в основном, плохие тактики. Стратегически, масштабно, можем представить себе что и для чего нужно делать, но — КАК этому нас не учили. (Помните школьное — «Кто виноват?» и «Что делать?», а «Как нам обустроить Россию», этим вопросом классическая мысль не интересовалась, к сожалению.
Я этот вывод сейчас из твоей же заметки сделала. Процитирую тебя же: «…курс лекций на тему взаимоотношений с соседями, городскими властями и законом. С планами и картами в руках.» Вот это «с планами и картами в руках» и есть ключевой момент всего. Планы составляют ТАКТИКИ. Хорошие планы — хорошие тактики. Стратеги же видят Начало и Итог. А в середине, в ДЕЙСТВИЯХ у них, зачастую — провал. Они действуют по наитию, а это работает только у Гениев. А последние у нас, традиционно преследовались из века в век: слишком уж они не удобные! Жить мешают…
По-моему, Люба права. Эта пара университетских профессоров скорее типичное явление, а не исключение. Они, конечно, подвижники. Но и людей не столь бескорыстных немало. Не знаю, как в Штатах, а в Канаде люди в большинстве своем трепетно относятся к своей земле. И это при том, что населения-то всего 33 миллиона на гигантской территории. Казалось бы, куда проще: поиспользовали, истощили – перешли дальше. Однако же устраивают дважды в год тотальные субботники по уборке окрестностей, работают «всем миром», никто не подгоняет. Да и убирать-то много не приходится. Просто рука не поднимается выбросить мусор на обочину. Воюют за уменьшение норм нитратов и гербицидов. И воду экономят, хотя запасов пресной воды немеряно…
Правда, к Зеленой партии относятся с иронией, слишком много крика и политиканства. Но это уже другая песня.
Меня тоже задело. До недавнего времени была уверенность, что виновато совдеповское прошлое, мол, воспитывали нас винтиками, а не личностями. В итоге – заниженная самооценка. После усиленной «работы над собой» в плане изменения заложенных в детстве стереотипов мнение изменилось. Теперь предпочитаю во всех своих неудачах винить только себя.
Наташа, что редкий случай — не соглашусь, или я живу на планете исключений.
Про подобные случаи у русских знаю — и таких случаев множество, я же все-таки журналист. Ни там, ни там подобные люди не светятся — у них совершенно другие цели, — но общественное мнение пытаются формировать кликухи, которые нахватались опять-таки чужих мнений. Об этом и речь.
Спасибо за отклик — я рада, что задело и есть что сказать!
Привет, Любовь!
Спасибо за статью. Мне показалось, что ты не справедлива к «нашим-то русским» . Пример, что ты здесь приводишь, это один из редких случаев, согласись. Про подобные случаи о русских ты, возможно, просто пока что не знаешь 😉 думаю, что и у русских это не частое явление, когда люди действуют по принципу «зачет по последнему». По моему это не тот случай, когда стоит сравнивать (судя по выводу, ты именно сравниваешь) русских и американцев 🙂